Бахчеводство – занятие для трудолюбивых
Ставропольские фермеры выращивают экологически чистые арбузы и дыни и параллельно развивают аграрный туризм.
Александра Николаевича Пономарева знаю много лет. Он пришел в фермеры в начале 90-х. Как и большинство вольных землепашцев Ставрополья, занимался зерновыми культурами. Но во дворе у него была тепличка, где он выращивал розы, как говорится, для души.
На какое-то время Пономарев выпал из моего поля зрения, и встретились мы с ним лет через пять. Александр Николаевич рассказал, что уже пару лет как они с сыном Романом, который к тому времени окончил институт, стали выращивать арбузы. Причем сделали ставку на экологически чистую продукцию, практически уйдя от химии. Этому принципу Пономаревы верны уже десять лет. А их торговая точка у трассы Ставрополь – Александровское стала местом притяжения тысяч жителей и гостей края, и не только как место, где можно купить великолепную безопасную продукцию, но и как центр развлечений на природе и семейного отдыха.
Роман Пономарев
Нашли свою «изюминку»
В основном арбузы выращивают на востоке Ставрополья, где жарко и много солнца. В центральной и западной части края в промышленных масштабах бахчеводства давно уже нет.
– А раньше было, – рассказывает Александр Николаевич. – Как раз в нашем Грачевском районе выращивали замечательные арбузы и дыни, именно в окрестностях села Красного, где мы живем и где находится наша бахча. Здесь был выведен даже свой сорт «Мурашка Багаевская», с тонкой кожурой, очень сладкий и нежный. Но все это давно утрачено, и бахчеводство переместилось на восток края. Нам с востоком из-за климатических особенностей конкурировать трудно, поэтому мы должны были найти какую-то свою изюминку, которая дала бы нам конкурентные преимущества. Такой изюминкой для нас стали экологически чистые технологии.
Бытует мнение, что ранний арбуз невозможно вырастить без интенсивного использования минеральных удобрений, что для более быстрого созревания их даже накалывают какими-то стимуляторами роста.
– Насчет накалывания могу вас заверить, что это полная ерунда. Это бессмысленно как с технической, так и с экономической стороны. Проколотый арбуз прокиснет на следующий день. А если бы и были такие стимуляторы, то прокалывать поштучно тысячи арбузов экономически разорительно. Проще передозировать азотными удобрениями. Но мы этого не делаем. Сегодня существует множество суперранних сортов, которые можно вырастить, не пичкая селитрой, – говорит Роман.
Пономаревы выбирают скороспелые сорта, такие, например, как японский «Кримсон Руби». Время созревания 55-60 дней. Сажать можно тогда, когда почва прогреется до 15 градусов. Как правило, это бывает уже во второй половине апреля. Скорость созревания можно и увеличить, если посадить семена под пленку, так называемую мульчу. Фермеры расстилают рядками черную пленку, в которой потом ручным способом проделываются отверстия, куда кидается семечка. Чтобы ускорить процесс, сконструировали сами пленкоукладчик, но без ручного труда все равно не обойтись. Хлопоты эти позже окупятся.
Пономаревы строят рядом с торговой точкой городок из соломенных тюков, где стоит «сельхозтехника»
Арбузы можно сажать не только семенами, но и рассадой, к тому же укрывать ее пленкой, что значительно ускоряет процесс созревания – до 45 дней. Таким образом, если посадить арбузы даже первого мая, то к 15 июня можно иметь полноценный урожай. В последние годы Пономаревы стали активно заниматься прививкой. Это еще ускоряет сроки созревания, делает посадочный материал более крепким.
Чистые технологии
Минеральные удобрения и пестициды Пономаревы не применяют принципиально. Чтобы ягоды развивались хорошо (арбуз – это ягода), фермеры предпочитают отводить под бахчу пары. Отдыхая год, земля накапливает не только калий и фосфор, которые необходимы для сахаристости. Она избавляется от таких вредителей как проволочник и подрезающая совка. Им на чистом поле просто нечего есть.
Можно сажать арбуз и не по парам, а после гороха. Это отличный предшественник, который не только насыщает землю азотом, но и изгоняет из почвы проволочника.
Кстати арбуз высасывает из земли все соки даже больше, чем подсолнечник. В идеальном варианте повторно сажать арбузы на одном месте можно только через восемь лет, самый ранний срок – через четыре года. Поэтому бахча Пономаревых постоянно кочует. Неизменным остается только участок у дороги, где у них расположена торговая точка. Но на нем в силу нарушения севооборота урожаи низкие.
Еще одним опасным вредителем является тля. С ней борются дедовскими методами. Делают водный раствор чеснока, в который добавляют настоянную в течение 4-5 дней на воде табачную пыль и мыло. Последний компонент необходим для прилипания смеси к растениям. Чеснок отгоняет муравьев, которые являются пастухами тли и фактически разводят ее. Лишившись хозяев, тля уже так быстро не размножается, а ее остатки убивает табак. Подобным раствором бахчу обрабатывают 4-5 раз за сезон. Весьма хлопотное дело.
Раньше вместо удобрений использовали навоз. Но потом пришли к выводу, что у этого традиционного биоудобрения много минусов. Вместе с навозом в почву заносится множество вредителей. Сейчас перешли на биопрепараты, в которых содержатся штаммы бактерий, способных превращать микроэлементы, находящиеся в почве и воздухе, из недоступной для растений формы в доступную.
– Мы просто поражены эффектом, – говорит Роман, – несмотря на то, что продукция очень дорогая, результаты стоят этих затрат.
Раньше Пономаревы выращивали арбузы на богаре. В народе считается, что арбуз, выращенный без полива, особенно сладок, да и искусственный полив значительно удорожает продукцию. Но жизнь заставила пересмотреть эти принципы.
– Сейчас у нас везде капельный полив. Мы поняли, что глубоко заблуждались. Без полива нельзя получить контролируемый результат, – поясняет Роман. – На богаре возможно вырастить очень вкусный медовый арбуз, но из ста штук таких будет 20-30, остальные или по форме будут кривые, или по вкусу – так себе. Такой огромный процент брака в промышленном производстве терпеть нельзя. Представляете, в Иордании, где сплошной песок, благодаря капельному орошению, использованию современных сортов и гибридов, системы прививок, получают до 300 тонн арбузов с гектара. А на Ставрополье средняя норма – 20 тонн. Мы благодаря поливу и вниманию к подбору сортов получаем больше, но нам до иорданцев далеко. А вообще, поливной гектар в четыре раза эффективнее богарного.
В селекции мы сильно отстали
В Иордании Роман видел все своими глазами. Объездил полмира, изучая передовой опыт. К сожалению, вынужден констатировать, что в селекции бахчевых культур мы отстали от мира значительно, если не навсегда. Сейчас в селекции тон задают Япония, США, Франция, Китай. Последний развивается просто семимильными шагами. Наши селекционеры многие годы варились в собственном соку при минимальном финансировании. Поэтому даже то, что было наработано в советские годы, во многом утрачено. Неудивительно, что на бахче Пономаревых 90 процентов сортов и гибридов импортного происхождения.
– У меня есть один знакомый селекционер. Работает в США, в японской компании. Так он в месяц на наши деньги получает по полмиллиона. Кто вкладывает в селекцию деньги, тот и лидирует.
– Роман, но я же у вас пробовал вкусные арбузы: Атаман, Холодок. Это же наши сорта? Холодок со студенческих лет помню, мы в совхозе на Украине в Николаевской области их собирали.
– Я вас разочарую. Атаман – это китайский арбуз. Просто они под наш рынок ему такое название придумали. Есть и другие сорта и гибриды вроде бы с нашими названиями, но на самом деле – американские, японские, те же китайские. Китайцы – вообще особенные мастера изощряться в названиях. Но качество у них, надо признать, все лучше и лучше становится, а у нас все хуже. Названный вами «Холодок» уже тоже почти не русский. В 90-е годы, наша селекция вообще зачахла. И некогда знаменитый Холодок тоже стал вырождаться. Одна московская фирма взялась возродить его. Но это потребовало таких средств и сил, что ни один наш институт не взялся за это. Пришлось обратиться к американцам. Они и улучшили Холодок. Так что он теперь, считай, американский.
А тут санкции. Как же быть Пономаревым, если среди поставщиков посевного материала у них сплошь недружественные нам страны?
– Пока живем старыми запасами, – пояснил Пономарев-старший, – а потом будем, наверное, в Китае покупать. Мы же вам говорили, что китайцы чудеса творят в селекции. Есть надежда, что санкции наконец-то заставят государство задуматься и об отечественной селекции, о поддержке нашей науки, и у нас начнут появляться достойные сорта и гибриды. Но на это нужно время.
Хочешь продать – создай цепочку
Главный козырь Пономаревых – сортовая цепочка. Они так выстроили стратегию бизнеса, что арбузы поспевают с конца июня по конец сентября. То есть в течение четырех месяцев они ежедневно могут предложить покупателям 4-5 сортов в таком количестве, которое реально продать в розницу. Затоваривания практически не бывает.
На фермерском развале покупатели могут выбрать сразу несколько сортов арбузов
– Беда многих бахчеводов в том, что они ориентируются на один-два сорта, которые поспевают в один срок. А потом думают, куда девать эту массу. Вот и приходится отдавать оптом перекупщикам по бросовой цене. В корне неверная стратегия, – считает Роман. – Неудивительно, что многие бросают бахчеводство как невыгодное. Говорю ответственно: дело это очень прибыльное, хотя и хлопотное. Рентабельность нашей бахчи в два раза выше, чем пшеницы. Но мы почти весь год в хлопотах. Бахча не для ленивых.
В тот день, когда мы беседовали с Романом, на фермерском развале было несколько сортов. Темно-зеленый овальный краснодарской селекции Необычайный, полосатые Кримсон свит и Продюсер, с желтой мякотью Принц Чарльз, бескосточковые гибриды. Желтые арбузы специально выведены для тех, у кого аллергия на красное. Их можно есть беременным и кормящим женщинам. А бескосточковые смело дают маленьким детям.
Как говорит Роман, разнообразие сортов – это хороший маркетинговый ход. Многие покупатели проникаются любопытством и покупают на пробу сразу несколько арбузов. Как правило, отведав пономаревские деликатесы, возвращаются на точку снова. Среди постоянных клиентов много состоятельных людей, которые приезжают за арбузами за 100-150 километров и набивают сочной продукцией полные багажники.
Благодаря высокому качеству арбузов, Пономаревы держат хорошую цену. Но это обстоятельство не отпугивает клиентов. За вкусный и экологически чистый арбуз стоит платить такие деньги.
Гениальный маркетинговый ход
Уже несколько лет Пономаревы строят рядом с торговой точкой городок из соломенных тюков, где «живут» домашние животные, стоит сельхозтехника, есть даже соломенный стадион, где проводятся реальные футбольные матчи по особым правилам соломенного футбола. Забавно, остроумно и привлекательно для публики.
Сами фермеры, по-моему, не ожидали, что соломенная забава окажется такой доходной, превратится в мощнейший маркетинговый ход. Сегодня соломенный городок в день посещают более тысячи человек. Естественно, что все они – потенциальные покупатели арбузов и дынь. Люди специально приезжают сюда семьями: отдохнуть, сфотографироваться, а заодно и поесть арбузов.
Видя такой интерес, фермеры стали сажать около городка овощи: помидоры, огурцы, перец, баклажаны – опять же, выращенные по биотехнологиям. Людям предлагают самим собрать с поля, кому что нужно, заплатив за это небольшую плату. Очевидная выгода для кошелька и просто интересно приобщиться к сельскому образу жизни.
В последнее время Пономаревы ежегодно проводят так называемые агробатлы, соревнования на самый большой арбуз и тыкву, самую сладкую дыню. На эти мероприятия собираются фермеры со всей страны. А для зрителей устраивают различные шоу – пенные дискотеки, концерты, тот же соломенный футбол. Это прекрасная пропаганда здорового образа жизни, качественного питания и фермерского труда.
Туристическая составляющая развивается так быстро, что по доходам уже сопоставима с основным направлением – бахчеводством. А Пономаревы с каждым годом придумывают все новые соломенные фигуры, развлечения, конкурсы. Их творческой фантазии нет предела. Наверное, не зря говорят, что талантливые люди талантливы во всем.
СЕРГЕЙ ИВАЩЕНКО,Ставропольский край,Фото автора