Что мешает развиваться органическому земледелию в РФ

Что мешает развиваться органическому земледелию в РФ

Интенсификация сельскохозяйственного производства приводит к загрязнению окружающей среды, гибели полезной биоты, нарушению естественной биоценотической регуляции, снижению плодородия почв, формированию резистентных популяций вредных организмов. Но самое главное – к негативному воздействию на здоровье человека.

 Подкрепленное законодательством…

В период пандемии произошло переосмысление ценности здорового натурального питания для формирования иммунитета человека. Отсюда – рост спроса на органические продукты питания. Рассмотрим, в чем заключаются основные особенности производства органической продукции.
Как отметил заведующий лабораторией химической коммуникации и массового разведения насекомых Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр биологической защиты растений» (ФГБНУ ФНЦБЗР) Владимир Яковлевич Исмаилов, главным условием органического растениеводства является полный запрет применения традиционных химических пестицидов и стимуляторов роста растений, минеральных удобрений, генетически модифицированных организмов, антибиотиков. Поэтому в продуктах питания, выращенных по органическому стандарту, содержится естественное соотношение различных макро- и микроэлементов, а также других компонентов, которые определяют вкусовые и питательные характеристики продукта. Но самое главное – отсутствуют токсические остатки пестицидов и их метаболитов.

 
Сергей Коршунов

На сегодня мировой рынок органической продукции оценивается в 106 млрд евро. По данным Союза органического земледелия, 3,1 млн фермеров по всему миру ведут органическое производство на 72,3 млн га. Самые крупные рынки такой продукции сосредоточены в США (44,7 млрд евро), Германии (12 млрд евро) и Франции (11,3 млрд евро).
За рубежом сфера органического производства получила законодательное подкрепление уже несколько десятилетий назад. В России же первые органические производители появились лишь в 2007 году, намного раньше закона об органике, вступившего в силу в 2020-м и появившегося как результат стремительного развития сектора.
Как отмечает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов, принятие закона «Об органической продукции» повысило интерес к этому направлению как со стороны сельхозтоваропроизводителей, так и со стороны потребителей.
– Отрасль значительно продвинулась вперед. Органическое производство получило свое правовое поле. Раньше, когда закона не было, органические сельхозтоваропроизводители регламентировались в основном европейскими стандартами и нормами. Поэтому появление российских норм действительно способствовало развитию органического рынка. Сельхозтоваропроизводители, ориентированные на внутренний рынок, получили возможность сертификации. В результате за два года производителей органики стало больше. И на сегодняшний день в России работает более 150 органических производителей, – говорит Сергей Коршунов.

Производителей органики становится больше

Закон сделал обязательным к применению ряд ГОСТов, из которых национальный стандарт ГОСТ 33980–2106 устанавливает подробные требования к производству органической продукции. Появился единый графический знак в виде белого листа на зеленом фоне, отличающий такую продукцию на маркировке. Его могут наносить только те производители, которые прошли сертификацию у аккредитованных Росаккредитацией органов. За прошедший 2021 год приняты еще два новых ГОСТа – по органическим дикоросам и агентам биологической борьбы.
Разработана дорожная карта по развитию органического земледелия Евразийской экономической комиссией. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев дал старт разработке государственной стратегии развития сельского хозяйства до 2030 года, в работе над которой принимают участие Союз органического земледелия и его участники. Кроме того, закон запустил ряд программ поддержки органических производителей, а также способствовал увеличению числа сертификационных компаний.
– Производителей органики стало больше, в том числе и за счет программы субсидирования российской сертификации. Тем не менее, остаются нерешенными другие вопросы. Один из них – компенсация части затрат на приобретение специальных биопрепаратов и биоудобрений для органического земледелия, – рассказывает председатель СППСК «Союз органических фермеров Кубани», основатель органического хозяйства «Биоферма Кубани» Сергей Воданюк. На сегодняшний день только два региона – Воронежская и Белгородская области – субсидируют органическим производителям часть затрат на приобретение средств защиты и органических удобрений, а также на сертификацию производства. К тому же в наиболее тяжелый в экономическом плане для фермера этап органической сертификации – конверсию (переходный период) – государством финансовая поддержка в настоящее время не оказывается. Во всем мире затраты в конверсионный период субсидируются, а у нас пока этой системы нет. Несомненно, использование дополнительных инструментов поддержки производителей может значительно увеличить привлекательность инвестиций в данное направление.

 Качество от поля до прилавка

Ежегодный рост рынка органической продукции составляет 10-15%. В России эта динамика ниже и составляет 5-7%. По данным Союза органического земледелия, объем российского рынка органической продукции оценивается в 180 млн евро. При этом в продаже 80% – импортная продукция и 20% – российская.
Как отмечает Владимир Исмаилов, переход к органическому производству – дело непростое. Органическое земледелие – это наукоемкая отрасль, использующая результаты фундаментальных и прикладных исследований в области биологической защиты, селекции, физиологии растений, микробиологии, почвоведения, биоценологии и агрохимии. Комплексная технология защиты здесь начинается с детального фитосанитарного мониторинга с использованием прецизионных методов и молекулярно-генетической диагностики, после которого принимается решение о проведении защитных мероприятий и подбирается ассортимент эффективных биологических и биорациональных средств защиты растений. Обязательным условием является комплексное применение биологических и биорациональных средств защиты растений, их чередование и композиции (баковые смеси).
К тому же переход к органическому земледелию – процесс затратный, производителю нужно быть готовым к этому. Конверсионный период, когда земля должна восстанавливать экосистему, длится от одного до трех лет. Для фермеров он сложен еще и тем, что они работают по органической схеме, но продукцию могут продавать только как традиционную, так как ей не присваивается соответствующий статус. Поэтому из-за многочисленных рисков, и прежде всего экономических, позволить себе полный отказ от «химии» и переход на систему «органик» могут немногие производители.
– Себестоимость органического производства, несомненно, выше. Во-первых, потому, что присутствует много ручного труда. Во-вторых, биологические средства защиты являются щадящими и менее эффективными, чем химические. Поэтому происходит достаточно много потерь урожая. В-третьих, у нас пока не развита система торговли органической продукцией, – объясняет Сергей Воданюк. – Продажа органической продукции, как правило, мелкорозничная, и соответственно невозможно совершать оптовые поставки. Поэтому происходит удорожание продукта. И, в-четвертых, дополнительные затраты несут в себе экологическая упаковка органического продукта и ее обязательная биомаркировка.
Аналогичная ситуация и с потребительским спросом. Для подавляющего большинства российских потребителей не все органические продукты доступны по цене. Основной спрос на органическую продукцию сосредоточен в столичных регионах – Москве и Санкт-Петербурге.
– Важную роль играет покупательская способность: готов ли потребитель платить больше за продукт, который на порядок вкуснее и полезнее. Большинство потребителей воспринимают органический продукт как премиальный, хотя по ряду продукции органического растениеводства цена лишь незначительно выше традиционной. Иная ситуация со стоимостью продукции органического животноводства – продукт выходит значительно дороже, – говорит Сергей Коршунов.
В органическом животноводстве высокая цена продукции объясняется большими затратами на содержание животных, на натуральные корма. Значительная часть цены складывается из логистики и маркетинговых расходов.

Будущее – за органикой

Краснодарский край относится к регионам с высоким потенциалом развития органического сельского хозяйства. В 2015 году на территории региона создан первый в России сельскохозяйственный потребительский перерабатывающе-сбытовой кооператив «Союз органических фермеров Кубани». На сегодняшний день в его состав входят три сертифицированных органических хозяйства – ООО «Биоферма Кубани» (овощи, бахча), ИП Березовская Светлана Михайловна (органический рис, соя) и КФХ Щербаков Н.А. (органический сад).


Светлана Березовская имеет патент на производство органического риса и достигла серьезных успехов в этом деле

Практическим опытом органического земледелия с представителем нашего издания поделилась Светлана Березовская, которая занимается любимым делом на протяжении 11 лет. Их с мужем семейное предприятие – единственное в стране обладает патентом на производство органического риса. Также предприятие имеет свой завод по переработке органического риса. А с недавнего времени открыли свой интернет-магазин. Начинали с 35 гектаров органического риса в ООО «Наука Плюс». Тогда же параллельно совмещали и традиционное земледелие. Со временем, когда по требованию международной сертификационной компании это совмещение оказалось невозможным, образовали отдельное предприятие ИП Березовская С.М.
Сегодня здесь обрабатывают 700 гектаров органических полей по европейскому «зеленому листу» и уже подали документы для подтверждения российского знака качества. Вспоминая свои первые шаги в органическом земледелии, Светлана Михайловна отмечает, что трудностей переходного периода у предприятия было немало. Но в первую очередь – поменять сложившееся годами профессиональное мышление. Конечно, без внесения минеральных удобрений и химической обработки посевов урожайность сельскохозяйственной культуры снижается. Но зато потом результат виден невооруженным глазом.
В Краснодарском крае предприятие реализует лишь часть продукции, еще часть – в столичных городах. Но в основном органический рис идет на экспорт. На отечественный рынок войти очень непросто.
– Выращивать качественный органический продукт за годы работы мы научились, а вот продавать в стране у нас сложно. Несмотря на то, что органический рис дороже традиционного всего на 20%. Думаю, сказывается недостаточная информированность населения. Ведь купив однажды, потребитель вновь возвращается к нам и приобретает продукт большими объемами. Мы нередко бываем за границей, видим, какие требования там предъявляют к качеству пищи, особенно для детей. Поэтому хотим, чтобы то же самое было в России, – рассказывает Светлана Березовская.
Несомненно, здоровое питание – вклад в будущее нации. Сосредоточив внимание на производстве органических продуктов, можно снизить токсическую нагрузку на человека. А чтобы российская органика заняла достойное место на полках, государство должно поддерживать ее продвижение и информировать потребителей.

ЛЮДМИЛА ПОДЛЕСНАЯ,Краснодарский край, Фото из архива редакции и aleksandarlittlewolf / freepik.com

Газета «Земля наша и Жизнь» 2022 | Политика конфиденциальности