22 апреля 2022

Кубанская соя завоевывает все больше гектаров

Кубанская соя завоевывает все больше гектаров

Отечественная соя, без ГМО и лишних химических обработок, пользуется стабильным спросом у фермеров. В Краснодарском крае ей отвели около 160 тысяч гектаров посевной площади в 2021 году. Из них две трети заняты сортами российской селекции. Долгое время считалось, что этой культуре по душе муссонный климат Дальнего Востока. Но кубанские ученые приучили сою к южному лету. Благодаря высокому качеству белка краснодарская соя вызывает особый интерес. Главное – понимать логику выбора сортов.  

 Культура-путешественница

Предковая форма сои появилась еще около 27 млн лет назад в Африке. Она хорошо прижилась в субтропиках. Но далее последовал путь географических и генетических перемен. Она веками кочевала с континента на континент, пока центром происхождения культурной сои не стал Китай. Оттуда ее завезли на территорию нашей страны.
– В России в начале ХХ века соей стали заниматься, прежде всего, на Дальнем Востоке. Представления о ней как о влаголюбивой культуре сформировались именно там, – рассказывает заведующий лабораторией селекции и семеноводства сои ВНИИМК им. В.С. Пустовойта Сергей Викторович Зеленцов, член-корреспондент РАН, один из главных идеологов современного соеводства на юге РФ. – Даже называлась верхняя планка температуры, при которой соя может нормально расти: +35°С, не выше. Это были данные Амурской станции, и они вот уже целый век ходят в литературе. В реальности же это оказалось далеко не так. В 30-е годы соя появилась в европейской части России и даже у нас на Кубани.
Как рассказал ученый, на Африканском континенте ежегодно выращивают до тех миллионов тонн сои. Она успешно переносит изнуряющие +50-55°С. Поэтому кубанские до +40°С летом для этой культуры вовсе не смертельны. Гораздо страшнее для нее засуха. Где взять на Кубани влагу в самые знойные месяцы? Под землей. Селекционеры ВНИИМК быстро поняли: низкорослые сорта с широкими листьями – не наш путь. Чем выше растение – тем глубже уходит корень. Первыми в мире кубанские ученые вывели зависимость: на каждый метр стебля приходится 2,2 метра корня. И стали создавать высокорослые сорта с повышенной сосущей силой корней – такие как, например, Селена, которую в народе прозвали «богатырским» сортом.


С. В. Зеленцов

Технология повторного сева

В условиях Краснодарского края необходимы сорта, которые можно сеять максимально рано, невзирая на продолжительность светового дня. Чем длиннее день – тем короче стебель, а значит, и корень. Невыгодная для юга зависимость, которую ученые смогли изменить.
– Главная для нас, кубанцев, философия «если нам надо, значит, будем искать», – говорит Сергей Викторович. – Этот кубанский менталитет в деле очень хорошо помогает. И вот мы нашли комплексы генов с пониженной чувствительностью к длине дня. Эти сорта при посеве в конце марта – начале апреля (в зависимости от зоны края) дают стабильную высоту куста. Соя в два раза меньше реагирует на длину дня. И первым сортом, который был создан по этой технологии, является сорт Славия. Мы продолжили исследования и однажды обнаружили форму, которая вообще не реагирует на длину дня. На сегодняшний день наша кубанская форма является, пожалуй, первой в мире почти фотонейтральной формой сои. Сорт Ирбис можно выращивать даже на исторической родине предков этой культуры – в Африке.
Краснодарский край, конечно, гарант продовольственной безопасности и один из крупнейших экспортеров сельхозпродукции. Но все же в масштабах страны – регион небольшой. Всего 0,4% площади России. Земля под пашни не бесконечна. При всем желании сеять больше порой просто некуда.

– Мы, селекционеры сои, живем этой культурой. Для нас она родная, – говорит Сергей Зеленцов. – Но Кубань не резиновая, и если я призываю «давайте выращивать сою», это не значит, что площади должны быть отняты у других культур. На помощь нам пришла технология летнего посева. Идея не нова, но вот подходящих сортов для нее раньше не было. Почти два миллиона гектаров земли освобождается, как только в конце июня – начале июля завершают жатву озимых. Скороспелые сорта сои успевают вызреть и осенью дать урожай. Главное, чтобы осадков хватило для дружных всходов. Не везде на Кубани это возможно. Но 200-300 тысяч гектаров в предгорной зоне для повторного посева очень даже годятся. В 2021 году такой опыт на крупных делянках показал блестящий результат: мощные, сильные растения, с высокими показателями белка и хорошей урожайностью 2,2-2,5 т/га в зависимости от сорта.

Соя вместо риса?

Абинский район Краснодарского края к дополнительным тоннам сои пришел своим путем. Рисовая система занимает там почти 26 тыс. га. Из-за ремонта Крюковского водохранилища сократили площадь чеков, посеяли сою.
– В нашем районе площади под эту масличную культуру из года в год увеличиваются. Сегодня это почти 7000 гектаров. Сельхозтоваропроизводители обратили внимание на стабильный спрос и стали культивировать больше. Сорта разные, есть импортные, но основная доля – отечественные, созданные ВНИИМКом. Средняя урожайность – 21-22 ц/га. Есть поля, которые дают и под 40 ц/га. Зависит от погоды и технологии выращивания, – рассказал начальник управления сельского хозяйства Абинского района Сергей Нагоненко.  

Доверяйте собственному опыту

Вопрос в том, какие технологии использовать, какие сорта посеять, чтобы получить высокие и качественные урожаи. Заведующий лабораторией селекции и семеноводства сои ВНИМК Сергей Зеленцов дает три совета.
Во-первых, оцените географическую широту. При выборе сорта обращайте внимание, на какой широте он выведен и к какой длине дня приспособлен. Мало кто в Евразии ведет селекцию на фотонейтральность. У обычных сортов полоса плюс-минус три географических градуса от места создания сорта. Если обычный сорт с 45-й широты посеять где-нибудь в Рязани, он поздно зацветет и уйдет под заморозки. А в Турции получится очень маленьким.
Во-вторых, оцените осадки. Если сорт выведен там, где влаги в достатке, то в засушливых условиях он просто сгорит.
В-третьих, доверяй, но проверяй! Подбирайте технологии возделывания и сорта, исходя из особенностей своей земли, а для этого проверяйте и сравнивайте. Это касается, например, борьбы с главным врагом соевых полей – хлопковой совкой.

– Волна хлопковой совки пришла лет 20-25 назад из Закавказья, – сетует Сергей Викторович. – В отличие от нашей традиционной огневки, эта гусеница, попав в боб, не ограничивается одним семенем, а выедает все. Потом выползает на бобик и перемещается к следующему. Видел я на поле в наших предгорьях и такое: вредители съели все бобы и вылезли на макушку стебля, тысячи гусениц напоминали кобру. При этом те же 20 лет назад начали активно внедрять импортную технологию без пахоты, ноу-тилл. У нас на Кубани зимы мягкие, вредители не просто не вымерзают, а остаются на поле под растительными остатками, их не заворачивают в землю на 25-30 см. То же самое – с возбудителями болезней: они остаются в верхнем слое и накапливаются годами. Хозяйства, особенно в предгорьях, которые были апологетами этой технологии, получили вспышку болезней. А хлопковая совка у них вылетала на месяц раньше. Когда хозяйства начали нести огромные затраты на дополнительные обработки от болезней и вредителей, то поняли, что гораздо дешевле вспахать. Это частное мнение. Одни говорят «надо пахать», другие «ни в коем случае». Районы разные, отличаются и хозяйства. Хозяин и агроном все должны проверить на собственном опыте.
Между тем, по оценкам экспертов, до конца 2022 года будет расти спрос на сою кубанской селекции со стороны российских заводов-переработчиков, а также со стороны Китая. Так что кубанская соя постепенно «на мягких лапах» прокрадется еще на сотни и сотни тысяч гектаров.

 ТАТЬЯНА ИВЛЕВА
Фото ВНИИМК

 

 

 

Газета «Земля наша и Жизнь» 2022 | Политика конфиденциальности