29 апреля 2022

Кузнец – молодец!

Кузнец – молодец!

В кузнице сельхозпредприятия «Кубань-Агро» было жарко. Но Иван Пантелеевич Тарара, словно не чувствовал высокой температуры, и видимо, прочитав мои мысли, спокойно заметил: – За сорок лет работы кузнецом я привык и к жаре, и к духоте.

– А когда вы начали работать? – спросил я кузнеца.

– Давненько… до кузницы работал на полную катушку в полеводстве, где трудилась и моя мама, удостоенная звания «Мать-героиня». Нас в семье росло восемь детей. Я был самым крепким. Силу набирал в школе, а потом на службе в морфлоте. На корабле даже боцманом был. Когда после службы пришел домой, то определили меня в колхозную кузницу. Начинал молотобойцем – помощником кузнеца. Я сразу полюбил эту трудную, но интересную профессию благодаря тому, что посчастливилось работать с настоящими мастерами молота и наковальни. Мне повезло с учителями – обучали кузнечному делу три наставника: Иван Никифорович Ягуза, Григорий Михайлович Щербина, Леонид Григорьевич Колегаев. Богатыри!
Кузнецы-молодцы! Каждый был в чем-то особенно силен, и я впитывал с радостью все то, что давали мне опытные в кузнечном деле мастера. Работы тогда, в конце 60-х прошлого века, было предостаточно. Мы делали разные детали для машин и тракторов: болты, гайки, втулки. Ремонтировали бороны, культиваторы, рессоры. Тогда было много конной тяги, часто выходила из строя ось арбы, и нам приходилось выручать колхозных конюхов. Нередко не выдерживали напряженной работы лемеха плугов, валы комбайнов. Срочно требовались новые. Изготовленные нами стальные детали были прочными. Уголь в те времена был первоклассный, так называемый курной. Он обеспечивал необходимую температуру нагрева металла. Часто она доходила до тысячи градусов. И только после этого уже от кузнеца требовались умение и мастерство.

– Иван Пантелеевич, а какая у вас была кузнечная специализация?

– Оооо… специализация… Делать приходилось все! Но, если какой-то кузнец в чем-то преуспевал, то начальство давало приказ – продолжать изготавливать ту или иную деталь или предмет в больших количествах. Вот один из примеров. Нашим дояркам очень были нужны обыкновенные железные гребенки для чистки коров. Как-то наступил такой момент, что этих самых гребенок почти не стало. Мне было дано поручение решить эту проблему, и я в течение нескольких недель сделал столько гребенок, что мы выручили колхозы не только нашего района, но и соседних. Позже по поручению нашего замечательного председателя колхоза Георгия Романовича Сыпченко я делал фрезы для свекловичных культиваторов и сегменты для дисков ботвоуборочных машин.
От земляков Ивана Пантелеевича я узнал, что его часто называют кузнецом Вакулой. Сравнение с гоголевским персонажем лестное для мастера молота и наковальни.

В почете кузнец Тарара не только у тружеников хозяйства, но и у жителей станицы. Его просят выковать легкие, но надежные тяпки, острые косы, крепкие вилы и лопаты. Для своих внуков, а их у Ивана Пантелеевича 12, он сделал несколько железных качелей. Если у соседей выходят из строя велосипеды, детские коляски, то кузнец их чинит в своей домашней мастерской, которая почти такая же, как и в сельхозпредприятии. Мастер рад, что активно увлекся кузнечным делом его внук Назар: – Это моя надежная и достойная смена»
Недавно станичный предприниматель, хозяин автобуса марки «Мерседес», привез Ивану Пантелеевичу и его помощнику Назару старую рессору от трамвая и попросил из нее сделать… новую, но уже для внезапно подкачавшей иномарки. Кузнец с молотобойцем профессионально выполнили нетипичный заказ – для мастеров своего дела нет и быть не может невыполнимых заказов! А сосед кузнеца так прокомментировал этот случай:
– Ковал деталь, а отковал себе медаль!

ВЛАДИМИР НЕСТЕРЕНКО,Фото автора и adigea.aif.ru

Газета «Земля наша и Жизнь» 2022 | Политика конфиденциальности