Квотирование экспорта зерна как необходимость
Согласно постановлению Правительства, в России с 15 февраля по 30 июня 2022 года будет действовать тарифная квота на экспорт зерна. Такая мера призвана сдержать общий рост цен на продовольствие, но может больно ударить по производителям зерна.
Чтобы сдержать рост цен
Квота на пшеницу во второй половине текущего сельскохозяйственного сезона составит 8 млн тонн; на рожь, ячмень и кукурузу – 3 млн тонн. Подобные ограничения власти уже вводили и в 2021 году. Общая квота на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы тогда составляла 17,5 млн тонн. Теперь экспорт пшеницы решено квотировать отдельно. При этом как дополнительная ограничительная мера продолжает действовать плавающая экспортная пошлина, введенная в 2021 году и меняющаяся еженедельно, а с 2022 года контроль над реализацией зерновых будет автоматизирован, сообщает издание «Эксперт». Так, по данным компании «ПроЗерно», с 12 января экспортная пошлина на пшеницу из РФ выросла с 94,9 до 98,2 доллара за тонну. Пошлина на ячмень увеличилась с 83,5 до 86,2 доллара за тонну, на кукурузу скорректирована с 69 до 67,7 доллара за тонну. Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин применяются начиная с третьего рабочего дня после дня их размещения и действуют до начала применения очередных ставок вывозных таможенных пошлин.
Как пояснили в Правительстве, все эти меры направлены на сдерживание роста цен на основные продовольственные продукты – муку, хлеб, подсолнечное масло, молоко, мясо. По данным Минсельхоза РФ, цены на муку и хлеб практически стабилизировались, наблюдается лишь их незначительное повышение. Негативное влияние на ценовую динамику будет оказывать продолжающийся рост затрат отечественных производителей из-за удорожания коммунальных услуг, логистики, упаковки и других составляющих себестоимости. Дополнительным фактором риска является возможное увеличение стоимости пшеницы на мировом рынке из-за низкого урожая в странах северного полушария.
Между тем инфляция в России в 2021 году, по данным Росстата, составила 8,39%. Это максимум за шесть лет. Выше годовая инфляция была зафиксирована в 2015 году (12,9%), но уже в 2016-м снизилась до 5,4%. По информации статистического ведомства, продукты за прошлый год в целом подорожали на 10,62%, услуги – на 4,98%. Из продуктов питания больше всего выросла в цене белокочанная капуста – более чем в два раза.
Между ограничениями и поддержкой
Как считает председатель Комитета «Деловой России» по пищевой и перерабатывающей промышленности, глава совета директоров НМЖК Николай Нестеров, введение квот на экспорт на текущем фоне окажет стабилизирующее воздействие на внутренний рынок. Ограничение вывоза зерна будет оказывать давление на цены на него внутри страны. Одновременно любые регуляторные ограничения, которые вводятся в ходе сезона, а не заблаговременно, формируют неопределенность для участников рынка. Важно одновременно с ограничениями принять меры по поддержке бизнеса, включая субсидирование логистики перевозки зерна из удаленных регионов к центрам потребления в европейской части.
Ограничительные меры, принятые российским Правительством, выглядят даже мягко по сравнению с решением Совмина Белоруссии, продлившего запрет на вывоз из страны злаковых культур и расширившего их перечень по отношению к прошлому году. При этом белорусы хотят предложить ЕЭК ввести в ЕАЭС данную меру нетарифного регулирования как обязательную для всех членов, отмечает «Эксперт». Аналитики отрасли считают, что подобное регулирование в долгосрочной перспективе отрицательно скажется на рынке.
К слову, в Казахстане, который тоже является заметным игроком на рынке зерновых, от введения государством жестких экспортных ограничений отказались. Хотя там, по официальным данным, инфляция и рост цен на продовольствие в 2021 году даже превысили российские показатели: 10,9% против 10,62% и 8,7% против 8,39% соответственно.
Впрочем, помимо ограничений, Правительство РФ ранее выделило свыше 10 млрд рублей на поддержку производителей зерновых культур для предотвращения переноса колебания мировых цен на внутрироссийский рынок. Для каждого из 62 регионов страны, включенных в данную программу, размер поддержки высчитывался исходя из объема производимой продукции. И в этой поддержке действительно есть смысл. В 2021 году субсидии от государства получали отечественные мукомолы и хлебопеки. Теперь такой поддержки они лишены.
В минувшем году между игроками рынка отмечались внутренние конфликты. Так, отечественные производители макарон осенью громко возмущались почти двукратным ростом цен на твердые сорта пшеницы. Для производителей такая пшеница – важное базовое сырье. Дело доходило даже до обращений к Правительству с просьбой ввести дополнительную пошлину на экспорт пшеницы твердых сортов или вообще запретить поставки этой пшеницы за рубеж.
Не остались в долгу и производители зерна. Они упрекнули «макаронников» в стремлении закупать сырье по низким внутренним ценам, а продавать продукт на экспорт по высоким общемировым. В итоге отдельные ограничительные пошлины для твердых сортов пшеницы так и не были введены.
Тарифная квота ради безопасности
Серьезный рост цен на пшеницу различных сортов во второй половине 2021 года имеет вполне объективные причины. Прежде всего, это едва ли не самый низкий с 60-х годов двадцатого столетия урожай зерна в странах ЕС и Северной Америке. На этом фоне наша страна пока уверенно себя чувствует в качестве мирового лидера экспорта пшеницы. Но продолжение квотирования может привести к потере экспортных позиций на мировом рынке. И вернуть их потом будет очень непросто. Ибо нам в затылок дышат такие конкуренты как Европейский Союз, США, Канада, Австралия, Аргентина и даже раздираемая внутренними политическими и экономическими проблемами Украина.
Впрочем, для участников рынка решение о введении тарифной квоты не стало новостью. Как отметили в Объединенной зерновой компании, задача квоты – обеспечение продовольственной безопасности государства. Квота направлена на поддержание стабильности на продовольственном рынке, обеспечение внутренних потребностей в зерне и продуктах его переработки. Россия является активным участников мировых экономических процессов, отечественная пшеница высоко ценится за рубежом. Вместе с тем рост ее стоимости на внешних рынках в совокупности с ростом себестоимости производства подстегивает рост цен и внутри страны. Меры, которые предприняло Правительство, должны сгладить эти колебания.
Однако квота повлияет на динамику экспорта, считают производители зерновых. Участники рынка прогнозируют сокращение поставок российского зерна в текущем сельскохозяйственном году до 41-42 млн тонн, в том числе 32-33 млн тонн пшеницы. Это примерно на 10 млн тонн меньше, чем в сезоне 2020/2021. Но, как показывает практика прошлых сезонов, ни один из иностранных клиентов от введения ограничительных мер не пострадает.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут к введению Правительством квот вообще настроен скептически. «Больший объем, чем выделенный по квоте, мы и не экспортировали бы в данный период. Это связано с конъюнктурой мирового рынка и с конъюнктурой нашего рынка. Аргентина и Австралия получили очень хороший урожай. Возможно, качество у них не очень, но цены все равно ниже», – заявил он изданию «Эксперт». Корбут вообще не видит логики во введении квот.
По мнению Корбута, квотирование предполагает одну задачу – сохранить ресурсы на внутреннем рынке. Но ресурсов на нем и так хватает. К тому же две меры регулирования – количественное и тарифное – это многовато. Негативом, по его мнению, является и то, что квотирование будет проводиться ежегодно. Такое положение вещей может означать, что в прогнозах имеется некий дефицит зерна. Как считает Корбут, это попытка управления рынком, а не регулирования.
Экспорт переходит в «цифру»
Цифровизация российской экономики затронула и экспорт зерна. Поэтому участникам рынка стоит быть готовыми к тому, что в скором времени стартует Федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна и продуктов переработки, куда придется отправлять товаросопроводительные документы на каждую реализуемую партию, отмечает «Эксперт». Без этого невозможно будет реализовать свою продукцию ни внутри страны, ни за рубежом.
Основная задача такой системы – автоматизация процессов мониторинга и анализа информации, связанной с производством, перевозкой, реализацией, хранением, обработкой, переработкой и утилизацией зерна. То же самое относится к продуктам его переработки как на внутреннем, так и внешнем рынках, а также при закупках зерна в интервенционный государственный фонд.
Оператором системы, создание которой обеспечивает Минсельхоз, станет ФГБУ «Центр Агроаналитики». Таким образом, возможностей в части регулирования рынка у государства станет еще больше. А вот у производителей зерна пространство для маневра существенно сократится. Особенно если учесть, что с помощью системы государственного мониторинга будут охвачены не только те виды зерновых, на которые распространяются квоты, но и другие виды.
СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ
Фото mirtesen.ru,exp.idk.ru