25 апреля 2022

От фермерского хозяйства до многоукладного производства

От фермерского хозяйства до многоукладного производства

Семья ставропольских фермеров последовательно развивает собственное современное производство. И добилась на этом поприще серьезных успехов.
Фермеров Колесниковых из станицы Расшеватской знаю уже лет пятнадцать. За это время они превратили свое чисто растениеводческое хозяйство в многоукладное. В растениеводстве добились статуса семеноводческого предприятия, что для фермеров края редчайший случай. А в животноводстве, получив крупный грант от государства, создали ферму по выращиванию герефордов, превратив ее в племрепродуктор. Но Колесниковы и на этом не успокоились. Логика жизни привела их к решению строить откормочный пункт, на котором планируют брать на доращивание скот от своих же клиентов, купивших когда-то у них племенных животных. А параллельно еще и кооператив по заготовке кормов организовали, пригласив в него соседних фермеров и владельцев ЛПХ.

Дети пошли дальше

Глава фермерского хозяйства Александр Петрович Колесников – фермер первой волны. Вышедшие в 1992 году из колхоза «Родина» десятка два человек, среди которых были специалисты хозяйства и простые работники, получив земельные и имущественные паи, объединились в фермерскую ассоциацию «Прогресс». Колесников был одним из активных создателей этого фермерского союза. Отправившимся в свободное плавание вольным землепашцам вместе было легче преодолевать тяжелейшие испытания, которые ждали их на пути становления. А когда «Прогресс» окреп, фермеры приняли решение разделиться, чтобы не погрязнуть в спорах о том, кто какой вклад внес в общее дело. Александр Петрович считает, что поступили правильно, сохранив дружеские отношения и высвободив личную инициативу каждого, не превратили фермерскую ассоциацию в новый колхоз. Сейчас в станице десятка три фермерских хозяйств, которые на здоровой основе конкурируют друг с другом да и с колхозом «Родина», не давая ему стать монополистом. Это идет на пользу всему населению Расшеватской.

К тому времени подросли сыновья Сергей и Дмитрий и стали надежными помощниками отцу. Со временем братья взяли бразды правления в свои руки, отведя отцу роль консультанта да получателя многочисленных наград, которых удостаивается фермерское хозяйство.
Помню первое знакомство с Сергеем Колесниковым, который тогда закончил экономический факультет и работал над диссертацией о многоукладности фермерских хозяйств. Тогда я подумал, что этот парень далеко пойдет. И не ошибся.
Вскоре Колесниковы стали обладателями гранта в 21 миллион рублей на строительство фермы для мясного животноводства. Еще 14 миллионов нужно было вложить собственных средств.
– Есть экономический закон: если предприятие перестает развиваться, оно погибает, – говорил тогда Сергей. – А мы как раз подошли к такой черте. Свободной земли нет, значит, развиваться в растениеводстве некуда. А куда девать зерно, если цена опять упадет? Его надо пропускать через животноводство, и тогда не будет «болеть голова» о сбыте. К тому же у нас есть практически дармовой компонент – жом от переработки сахарной свеклы. Это поможет удешевить себестоимость мяса. Сможем ли сбывать его? Не скрою, проблема серьезная, но рынок говядины у нас в стране не развит, так что на качественное мясо спрос должен быть. Будем и свою торговую сеть развивать. У нас уже магазин в станице имеется.
Примерно так все и получилось, с некоторыми нюансами. Под чутким руководством отца Сергей и Дмитрий уверенно ведут семейный бизнес, разделив обязанности. Дмитрий отвечает за растениеводство, Сергей – за животноводство.

Продают семена за границу

Проблема с увеличением посевных площадей в окрестностях Расшеватской стоит остро. Поэтому расти вширь Колесниковым действительно было невозможно. Так и появилась у них идея заняться семеноводством. Наладили отношения с Зерноградским СНИИСХ. Институт поставляет фермерам семенной материал – суперэлиту. Они размножают его и продают элиту растениеводам. Среди клиентов фермеры Новоалександровского округа, есть даже краснодарцы, несмотря на то, что семена кубанской селекции сейчас в тренде. Но зерноградские сорта засухоустойчивы и очень хорошо показали себя при дефиците влаги в последние годы.
Раз в год Колесниковы собирают коллег-фермеров на дни поля, где селекционеры из Зернограда и представители крупных фирм, производящих средства защиты растений, проводят семинары, которые, по отзывам фермеров, весьма полезны. Заканчиваются мероприятия неформальными посиделками, способствующими сплочению фермерского сообщества.
Недавно я узнал от Сергея, что крупные партии семенного материала Колесниковы поставляют за рубеж, в Азербайджан. Данный материал гораздо дороже продовольственного зерна, поэтому на малых объемах они получают хороший доход. Но за этим стоит высочайшая культура земледелия, что далеко не каждый производитель может обеспечить.

Стали репродуктором

Колесниковы, став животноводами, поняли, что это очень хлопотное занятие. Может, они не совсем до конца осознавали, насколько будет трудно? Но, во-первых, животноводство – это круглогодичная занятость и ежедневный доход, в отличие от сезонного растениеводства. Во-вторых, это возможность пропускать часть растениеводческой продукции через ферму, что делает более рентабельным и растениеводство, и животноводство. Так что стратегически они приняли верное решение. Другое дело, что нужно правильно расставить приоритеты, чтобы цепочка заработала с полной отдачей.
Когда Колесниковы строили ферму на полученный от государства грант, то там предусмотрена была и бойня, что казалось вполне логичным. Выращенный на ферме скот тут же, на месте забивается, и уже продается мясо в виде полуфабрикатов или полутушами, что гораздо выгоднее, чем продавать скот живым весом. Но на деле оказалось, что получить разрешение на бойню – это тяжелейшая задача. Построенная по стандартному проекту бойня, оказалось, не соответствовала многим санитарным и ветеринарным нормам, которые появились в последние годы. Так что ее запуск был отложен лет на пять.

А продавать герефордов живым весом оказалось не таким уж прибыльным делом. Некоторые специалисты, проверявшие фермеров на предмет выполнения условий гранта, в дружеской беседе даже советовали им через пять лет, какие нужно было продержаться по договору, бросить все и распродать животных. Мол, хлопот много, а толку мало.
– Я ответил, что и не собираемся бросать, зачем тогда надо было ввязываться в это дело? – рассказал Сергей. – Мы решили заняться племенным делом и бороться за получение статуса племрепродуктора.
Так и сделали. Купили качественное поголовье герефордов в селе Дмитриевском в племзаводе «Родина». Там даже вывели свой подвид герефорда – дмитриевский. Животные оказались очень качественными. Поучившись у более опытных коллег из Дмитриевки, Колесниковы научились сохранять лучшие качества тамошних герефордов, и теперь к ним за молодняком едут со всей России. Полученный КФХ статус племрепродуктора позволяет рассчитывать на небольшую поддержку от государства, что сразу же повысило рентабельность хозяйства.
Я тогда подумал, что на торговле мясом фермеры поставили крест. Но через пару лет узнаю, что бойню они реконструировали в соответствии с последними требованиями, и там начинают принимать давальческий скот и разделывать туши тех животных, что в ходе племенной работы попали под отбраковку. Поехал посмотреть, как там они развернулись.

Хороший мясник – половина успеха

Как известно, герефорды дают так называемое «мраморное мясо». Такое мясо мягче привычной для нас говядины. Но именно оно и есть – настоящая говядина. А то, что мы привыкли есть, – отбраковка молочного животноводства.
– Мы мало что понимали в таких тонкостях, пока не пришел к нам опытный мясник Роман Ильин, – говорит Сергей Колесников. – Здесь, оказывается, столько нюансов! Само понятие «стейк», например, такое емкое, что мы и не знали. А их – восемнадцать видов.
Роман вынес из холодильника несколько кусков мяса в вакуумной упаковке. Сам упаковочный автомат стоит в одном из цехов бойни. Сегодня это необходимый атрибут цивилизованной торговли мясом. Сквозь прозрачный полиэтилен видны прожилки жира. То есть это мясо можно отнести к категории мраморного. Так вот, это не стейк, а всего лишь вырезка. Можно еще назвать ее альтернативным стейком. А истинный стейк – это спинная часть реберной клетки быка от 6-го по 12-е ребро. Именно он называется рибай – самое вкусное и мягкое мясо. Колесниковы на своем сайте предлагают его не ниже 700 рублей за килограмм. Есть и другие виды стейков – ковбой, стриплойн, филе-миньон, шатобриан и другие. Они несколько дешевле.
– Продать в розницу подобные деликатесы почти невозможно. Мы выставляем их на нашем сайте. Покупатели есть, но их пока немного. Так что стейки делаем под заказ. Кстати, в торговых сетях вы тоже не найдете настоящих стейков, так как они дороги. Все это так называемые альтернативы. Настоящие стейки уходят в рестораны, – поясняет Роман.
– Мы одно время пытались наладить поставки в рестораны Ставрополя, – продолжает Сергей, – они сразу заинтересовались и готовы были платить хорошие деньги. Но оказалось, что мы не готовы. Чтобы обеспечить бесперебойную поставку, надо держать на откорме примерно 300 бычков. Мы пока не тянем. Все – в перспективе.

Еще два гранта

Так и появилась идея строить свой откормочный пункт. Колесниковы давно подумывали над этим, но своих денег на проект у них не хватает. Опять обратились за помощью к государству, разработав детальный бизнес-план.
– В продаже племенных животных есть большая проблема, – поясняет Сергей. – Если растить их до взросления, то себестоимость поднимется до такой степени, что их просто перестанут покупать. Вот мы и продаем молодняк, теряя потенциальную прибыль. Те, кто покупает животных у нас, покрывают ими беспородный скот и откармливают полученные помеси на мясо. Из-за нескольких засушливых лет подряд кормовая база оскудела, и корма значительно подорожали. Так что доходы у тех, кто выращивает скот на мясо, заметно упали. Замкнутый круг. Животноводство становится нерентабельным. Но отказываться от мясного скотоводства – глупо. Его просто надо интенсифицировать. Именно откормочный пункт, где будет организовано интенсивное кормление, основанное на современных технологиях, поможет исправить ситуацию. Мы планируем откармливать по интенсивным технологиям и свой скот, который не прошел племенной отбор, и скот наших же клиентов, который они получили от скрещивания с нашими герефордами. По всем расчетам – дело стоящее. Получили от государства грант на данный проект и в этом году уже его запустим.
Параллельно Колесниковы создали кормозаготовительный кооператив, объединив в нем всех местных фермеров и владельцев ЛПХ, занимающихся животноводством.

Кооператоры приобрели технику на четыре миллиона рублей. Половину этой суммы государство им вернуло по программе поддержки сельскохозяйственной кооперации. Купили трактор, грабли, измельчитель, дробилку. В панах – приобретение пресс-подборщика. В дальнейшей перспективе – строительство полноценного кормоцеха, который сможет производить и гранулированные корма.
Вот так за пятнадцать лет небольшое фермерское хозяйство с двумя сотнями гектаров земли стало многоукладным современным сельскохозяйственным производством. И останавливаться на достигнутом Колесниковы не собираются.

СЕРГЕЙ ИВАЩЕНКО
Ставропольский край,фото автора

 

 

 

 

 

Газета «Земля наша и Жизнь» 2022 | Политика конфиденциальности