России нужен собственный синтез действующих веществ
Первые шаги к отечественной молекуле
Согласно данным BusinesStat, в период с 2017-го по 2021 год производство пестицидов в России увеличилось в 1,7 раза: с 86,8 до 148,9 тыс. тонн. На протяжении этой «пятилетки» отечественные компании времени зря не теряли, а продолжали наращивать производственные мощности и модернизировать заводы. Кроме того, из-за пандемии некоторые зарубежные производители приостановили поставки пестицидов. Это позволило российским игрокам укрепиться в освободившихся нишах пестицидного рынка.
Что «черный лебедь» нам принес
Как сообщают аналитики, основным драйвером роста производства пестицидов в России стали меры госрегулирования. Среди них – усиление контроля над ввозом импортной продукции, а также создание благоприятных условий для локализации производства мировых производителей. Многие иностранные компании воспользовались ими, запустив контрактное или собственное производство пестицидов на территории нашей страны.
«Ужесточение природоохранных требований привело к закрытию части химических промышленных парков в Китае и увеличило привлекательность размещения производственных площадок в России. Рост спроса и цен на сельхозпродукцию, в том числе на экспорт, стимулировал увеличение посевных площадей и пестицидной нагрузки на них для интенсификации сельхозпроизводства», – говорится в отчете BusinesStat.
Таким образом, ситуация для развития российского пестицидного рынка складывалась вполне благополучно. Но 2022 год принес с собой очередного «черного лебедя». Напомним, в экономике этот термин означает событие, которое изначально кажется редким и трудно прогнозируемым, но постфактум часто оказывается вполне логичным, исходя из сложившейся ситуации. Два года назад в роли такого «черного лебедя» выступила вспышка новой коронавирусной инфекции. А сейчас им стала военная спецоперация на Украине.
События, последовавшие за данным решением, обнажили множество болевых точек, в том числе – в сфере производства российских пестицидов. Об этом направлении и пойдет речь в нашем материале.
Соотношение сил – в пользу России
Сегодня наша страна входит в пятерку стран-лидеров по потреблению химических средств защиты растений. Как сообщает компания «Щелково Агрохим», за двадцать с лишним лет объемы выросли с 20 до 192 тыс. тонн. При этом рост потребления именно отечественных препаратов увеличился с 4 до 99 тыс. тонн.
– В конце девяностых годов около 80% пестицидов, используемых в нашей стране, имели североамериканское и европейское происхождение. Сейчас – уже иное соотношение сил: доля импортных средств защиты снизилась до отметки 40%, а оставшиеся 60% производят несколько крупнейших российских компаний, включая «Щелково Агрохим», – поясняет генеральный директор компании «Щелково Агрохим», доктор химических наук, академик РАН Салис Каракотов.
В настоящее время в Российский союз производителей ХСЗР входят 10 компаний. В их распоряжении находятся 11 заводов, дислоцирующихся в разных регионах страны. Суммарные производственные мощности объектов превышают 300 тыс. тонн. И это – при потреблении отраслью 190 тыс. тонн пестицидов ежегодно. В общей сложности российские компании способны производить более 500 наименований продукции – то есть 100% необходимого для растениеводческой отрасли ассортимента.
Но проблема заключается в другом: почти все действующие вещества, которые являются основой пестицидов, изготавливаются за пределами нашей страны. Ежегодно в Россию ввозится более 30 тыс. тонн действующих веществ: 76% поступают из Китая и 15% – из Европейского союза.
Цены уходят в космос
Факты и цифры – вещь упрямая, с ними не поспоришь. За последние пять лет импорт действующих веществ вырос практически в два раза, достигнув отметки 71,8 тыс. тонн (в денежном выражении – $746,9 млн). Одновременно с этим наблюдается рост стоимости действующих веществ, доля которых в цене готового препарата может достигать критической отметки в 60%.
Всего за полтора года – с 1 сентября 2020-го по 28 февраля 2022-го – цены на ключевые действующие вещества взлетели на 100-300% и более. В том числе на 158% подорожал азоксистробин, на 184% – клетодим, на 204% – дикват, на 235% – имидаклоприд, на 254% – пропиконазол. Стоимость с-метолахлора за указанный промежуток времени подскочила на 294%.
Но настоящим антилидером рейтинга можно назвать глифосат, цена на который выросла… на 379%! Если осенью 2020 года он стоил около $3,2 тыс./т, то к марту текущего года его цена почти достигла космической отметки в $12 тыс./т. А ведь глифосатные гербициды являются важнейшим инструментом ресурсосберегающих технологий, ставку на которые делает множество российских сельхозпредприятий.
Предпосылки к росту цен были и прежде, но никто не мог предположить их масштабов: «На протяжении нескольких лет цены на средства защиты растений, в отличие от цен на другие ресурсы и товары для АПК, находились в депрессии. Резкий скачок произошел в 2021 году, и в декабре наша компания зафиксировала новую среднюю цену на пестициды на ближайший год: 980 рублей за литр или килограмм препарата. Но в конце февраля – начале марта произошел взлет доллара. И теперь мы видим, что средние цены на пестициды в нынешнем году составят 1300-1600 рублей за литр или килограмм, – говорит Салис Добаевич.
Нулевая ставка
В нынешнем году произошло событие, направленное на то, чтобы помочь участникам пестицидного рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) снизить издержки производства. Теперь они могут снизить ставку ввозной таможенной пошлины на ряд действующих веществ до 0%. Обнуление будет действовать до конца 2023 года. Таким образом, импорт таких активных компонентов как оксифлуорфен, пендиметалин, хлормекватхлорид, метсульфурон-метил, манкоцеб и некоторых других на единую таможенную территорию допускается без пошлины, если их целевое назначение: для производства химических средств защиты растений (ХСЗР) – подтверждает орган исполнительной власти, отвечающий за нормативно-правовое регулирование промышленной сферы. В России эту функцию осуществляет Минпромторг.
Одним из инициаторов обнуления ставки пошлины выступил Российский союз производителей ХСЗР. Ранее ставка ввозной пошлины по большинству действующих веществ была на уровне 5% от их таможенной стоимости. Пресс-служба АО Фирма «Август» приводит слова Владимира Алгинина – заместителя генерального директора компании по общим вопросам и исполнительного директора союза: «Нулевые ставки таможенных пошлин на ключевые сырьевые компоненты позволят наращивать объемы выпуска препаратов для защиты растений в России и увеличивать поступления в бюджеты всех уровней. Также это будет косвенно способствовать импортозамещению и повысит обеспеченность отечественных аграриев продукцией, необходимой для растениеводства».
Несмотря на несомненные плюсы принятой меры, она не только не решает, но и подчеркивает основную проблему отрасли, связанную с полным отсутствием отечественного синтеза действующих веществ, необходимых для производства пестицидов.
Как и где синтезировать «топовые» молекулы
Эту проблему Салис Каракотов поднимал давно: «Четверть века назад я сказал: если мы перейдем исключительно на действующие вещества китайского производства, в будущем нас могут ожидать серьезные проблемы. И этот момент настал. Сегодня китайцы подняли цены на действующие вещества в несколько раз. А значит, России нужно возвращаться к собственному производству молекул», – утверждает академик.
Таким образом, производство действующих веществ на территории России является залогом продовольственной безопасности страны. «Ключевая задача – наладить синтез основных 22 молекул: именно они лежат в основе 80% средств защиты растений, которые активно используются нашими земледельцами», – поясняет гендиректор «Щелково Агрохим». Но для этого необходима тесная консолидация бизнеса, науки и власти. К сожалению, – констатирует он, – рыночная экономика не обеспечила ожидаемых результатов. И сегодня стране необходимо переходить на экономику мобилизационную, при которой роль государства значительно возрастает. Поэтому производители ХСЗР совместно с Минпромторгом, Минобрнаукой и Российской академией наук обсуждают сегодня вопрос выпуска действующих веществ на территории нашей страны.
Ранее на этот счет уже высказывался Владимир Алгинин, напоминая, что синтез действующих веществ – очень тяжелая и сложная работа. Его слова цитирует журнал «Поле.РФ»: «Нужны промежуточные продукты, которых у нас нет. К тому же, чтобы произвести одну молекулу, которая используется в производстве СЗР, нужно сделать как минимум десять операций с различными другими молекулами, а их в России никто не выпускает», – поясняет он. И обращает внимание на то, что подобные производства относятся к высокому классу опасности. А значит, требуют дорогостоящей организации утилизации технических отходов.
Впрочем, о необходимости возрождения собственного синтеза действующих веществ в России заговорили задолго до начала событий на Украине. Более того, в начале 2022 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации была сформирована рабочая группа для развития отечественного производства действующих веществ пестицидов. В ее состав вошли компания «Щелково Агрохим», представители Агентства плодородия, Комитета по развитию агропромышленного комплекса ТПП России, АО «ОХК «УРАЛХИМ», АО «Галополимер», АО «ГК Титан» и АО «Институт фармацевтических технологий».
Созданная рабочая группа займется разработкой дорожной карты по запуску производства основных действующих веществ. Будет определен перечень из всех экономически значимых молекул, а также параметры производственной площадки для каждого действующего вещества.
Кстати, «Щелково Агрохим» уже занимается разработкой технологии получения действующих веществ. Что касается других участников рабочей группы, то «Институт фармацевтических технологий» совместно с «ГК Титан» начали работы по синтезу исходных соединений гидразингидрат и 1,2,4-триазол, которые используются для производства действующих веществ. Есть договоренности с китайскими компаниями по поставке необходимого оборудования и трансферу технологий.
Но и это еще не все. В ходе недавнего заседания Совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и Комитета ТПП по развитию агропромышленного комплекса Салис Добаевич предложил привлечь к производству действующих веществ предприятия оборонно-промышленного комплекса. Также он заявил о необходимости сформировать круг разработчиков технологий: научные центры, НИИ, институты РАН, кафедры вузов. По его словам, часть функционала может взять на себя научно-исследовательский центр «Щелково Агрохим». Кроме того, необходимо определить источники основного сырья и полупродуктов, оптимизировать потребность в сырье, найти источники финансирования – и бюджетные, и коммерческие.
УЛЬЯНА АЛЕКСЕЕВА,Краснодарский край
Фото dreamstime.com,phonoteka.сom,rollingapk.com