26 октября 2022

Санкции импорту не помеха?

Санкции импорту не помеха?


Доля импорта в оптовой торговле потребительскими товарами превысила досанкционный уровень. Во втором квартале 2022 года выросла доля импорта в продовольствии, одежде и электронике.

Где больше всего зарубежной продукции

Доля импортной продукции в оптовом товарообороте пищевых продуктов, одежды и электроники во втором квартале 2022 года составила 19,8%, 45,6% и 79% соответственно, что превышает досанкционные уровни – выяснила аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, изучив статистические данные Росстата.
Больше всего импортного продовольствия реализуется в Смоленской области (77,5%), куда завозится мясо-молочная продукция из соседней Белоруссии, а также в Курганской области (57%), Краснодарском крае (53,7%), Магаданской области (50%) и Башкортостане (46,9%).
В оптовых продажах одежды и обуви максимальна доля импорта в Белгородской области (100%). Кроме того, импорт превалирует в Ленобласти (95,6%), Новгородской области (84%), Краснодарском крае (75,1%) и Брянской области (70%).
Наибольшая доля иностранных компьютеров, смартфонов и другой электроники фиксируется на оптовом рынке Приморского края (99,7%), Севастополя (99%), Удмуртии (93,5%), Липецкой области (91,6%) и Башкортостана (85,1%).
Аналитики использовали данные Росстата по форме № 1-конъюнктура (опт), по которой отчитываются юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю, за исключением микропредприятий. Выборка формируется методом основного массива и охватывает около 10% предприятий. В первую очередь в нее включаются организации с наибольшим торговым оборотом, зарегистрированные в административных центрах субъектов. Под оборотом оптовой торговли понимается рублевая выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне у производителей или других оптовиков в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе предприятиям розницы.
В оптовой торговле пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями доля импорта выросла с 17,4% в первом квартале 2022 года до 19,8% во втором. Для сравнения, в конце 2021-го она не превышала 16,9%, а во втором квартале и вовсе составляла лишь 11,8%.
Доля импорта в совокупных продажах одежды и обуви увеличилась от первого ко второму кварталу с 38,2 до 45,6%. В среднем по 2021 году она составляла 40%, но во втором квартале минувшего года достигала многолетнего максимума в 47,8%.

В товарообороте информационного и коммуникационного оборудования (прежде всего это компьютеры и периферийные устройства, смартфоны, электронные комплектующие) импорт вырос с 67,7 до 79%, в 2021 году его доля в среднем оценивалась в 69%.
В то же время доля импорта среди проданной бытовой техники  практически не изменилась, составив около 28% во втором квартале против 28,4 в первом и 27% в среднем по 2021 году.

Импорт становится дороже

Самая высокая доля импорта в оптовых продажах, как правило, наблюдается в приграничных российских регионах: в зависимости от территориального расположения на местных рынках соответственно может преобладать иностранная продукция из европейских либо азиатских субрегионов. Впоследствии завезенные товары перепродаются и распределяются по другим регионам через оптовиков-посредников или розницу.
В продуктовом опте во втором квартале 2022 года максимальная доля импорта отмечается в Смоленской области (77,5%), граничащей с Белоруссией – главным иностранным поставщиком продовольствия на российский рынок, прежде всего мясной и молочной продукции. Следом идут Курганская область (57%), импортирующая овощи, фрукты и орехи из Азербайджана и напитки – из пограничного Казахстана, а также Краснодарский край (53,7%), большая часть продовольственного импорта которого приходится на чай и кофе, алкогольные напитки и сырье для их приготовления, овощи и фрукты.
В десятку лидеров по доле импорта в продуктовом товарообороте также вошли Магаданская область (50%), Башкортостан (46,9%), Москва (34,5%), Тверская область (28%), Санкт-Петербург (27,4%), Калужская область (22,3%) и Брянская область (19,5%).

Как отметила президент FinExpertiza Елена Трубникова, обороты оптовой торговли снизились в связи с сокращением спроса, а импортные поставки сократились из-за санкций, ухода из страны зарубежных поставщиков и закрытия для России множества зарубежных рынков. Однако доля импорта в рублевой выручке предприятий по ряду товарных категорий, прежде всего по потребительским товарам, продемонстрировала рост.
На это во многом повлияло удорожание импортной продукции: несмотря на укрепление курса рубля, зарубежные товары становятся дороже для российских потребителей из-за усложнения логистики и роста издержек. Кроме того, многие компании, как и население, решили закупиться нужными товарами впрок. В то же время ближе к лету потребительский импорт в физическом выражении начал понемногу восстанавливаться: импортеры переключаются на страны СНГ, «дружественные» государства ближнего зарубежья, Юго-Восточной Азии, Китай, а также налаживают параллельный импорт.

Безусловно, ввоз в страну товаров без согласия правообладателя будет дороже, однако это позволит сохранить на рынке предложение привычных западных брендов, считает Елена Трубникова. Но здесь важно подчеркнуть, что мы говорим о постепенном улучшении ситуации с импортом потребительских товаров. В то же время заметного восстановления инвестиционного импорта оборудования, а также импорта промежуточной продукции, то есть сырья и комплектующих, пока что не наблюдается. И если проблема поставок конечной зарубежной продукции для потребителя является с большим или меньшим успехом решаемой, то вопрос доступности инвестиционных товаров для промышленности, от которых зависит процесс импортозамещения и структурной перестройки экономики, на данный момент остается открытым.

По данным исследования аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza
 Фото  unsplash.com

 

Газета «Земля наша и Жизнь» 2022 | Политика конфиденциальности