29 августа 2022

Трудовые мигранты как необходимость

Трудовые мигранты как необходимость


В 2021 году в условиях закрытых границ на волне борьбы с коронавирусом одной из главных проблем для аграриев стал недостаток иностранных сезонных рабочих в сельскохозяйственном производстве. Рассмотрим, как в нынешнем году складывается ситуация с трудовыми мигрантами на полях.

 Сезонные потребности

Массовый отъезд мигрантов-рабочих привел к дефициту трудовых ресурсов и заметному росту расценок на сезонные работы. Число трудовых мигрантов неуклонно падало с 11,2 млн человек (2019 г.), 7,1 млн (2020 г.) до 5,66 млн в начале 2021 года. В текущем году, несмотря на трудности с банковскими переводами в другие страны и падение заработков в иностранной валюте, статистика трудовой миграции не показывает массового оттока из России.
В январе – мае текущего года в России находилось в разы больше трудовых мигрантов, чем в аналогичный период 2021 года. Как следует из опубликованной МВД миграционной сводки за январь – май, число иностранцев и лиц без гражданства, которые с начала года встали на учет в миграционной службе, составляет 6,6 млн человек, что почти вдвое больше, чем год назад.
При этом с начала 2022 года, по данным МВД, мигранты оформили 845 тыс. патентов на работу (538 тыс. годом ранее), а общее число действительных патентов на конец этого периода составило 2,1 млн (в прошлом году – 1,05 млн).
По данным Минсельхоза РФ, потребность в трудовых мигрантах в 2022 году выросла до 43,6 тыс. человек. Год назад она составляла порядка 41,1 тыс.
Как отмечает Ирина Козий, генеральный директор Ягодного союза, в этом году коронавирусные ограничения практически все сняты и соответственно такой глобальной проблемы с въездом сезонных рабочих уже нет. При этом отчасти наблюдался отток иностранных рабочих из-за падения курса рубля к основным мировым валютам и сложностей перевода. Но сейчас в большинстве стран, откуда приезжают сезонные рабочие, эта проблема решена.
Эксперт отмечает, что дефицит рабочих рук присутствует всегда. Но эту проблему хозяйства успешно решают. Правда, в тех отраслях агросектора, где велика доля ручного труда, рокировка мигрантов на местных жителей дается с большим трудом. Ирина Козий подчеркивает, что полностью заменить иностранных работников местными жителями не получится.
Небольшие хозяйства с площадью 5-10 гектаров еще могут справиться с сельскохозяйственным производством с помощью местных сотрудников. Но более крупные хозяйства, у которых десятки или сотни гектаров земли, вынуждены привлекать рабочую силу из-за рубежа. Мигранту тоже выгодно приезжать сюда на заработки, если не возникает такой ситуации, как была недавно, когда доставка людей была возможна только авиасообщением, а стоимость билета составляла 50-80 тысяч рублей в один конец.

– История о том, что мигрантам платят меньше, чем российским сотрудникам, не соответствует действительности. Мигранты зарабатывают очень хорошо. Более того, они нацелены именно на результат: позволяют эффективно собирать урожай с минимальными потерями и со стабильным объемом, что важно в работе с розничными сетями, где важны регулярные отгрузки, – говорит Ирина Козий.
Местные жители от подобных вакансий обычно отказываются. И основная причина в том, что далеко не каждый согласится на тяжелый труд и временный заработок. Мигранты, напротив, зачастую выбирают сезонные заработки или вахту, чтобы возвращаться на родину, заработав определенную сумму.
– Обычно на заработки из других стран приезжают работники из сельскохозяйственной местности и привычные к соответствующему труду. К примеру, на сборе ягод лучше работают те, у кого есть опыт работы на сборе хлопка, потому что очень похожие процедуры. Более того, в перспективе полностью отказаться от иностранной рабочей силы не представляется возможным. В садоводстве очень много ручных операций, которые сложно механизировать, а если и возможно, то это очень дорого. У нас сейчас есть уже роботизированные системы сбора земляники. Но они используются на уровне испытаний и оказываются значительно более дорогостоящими, чем, к примеру, крайне высокая оплата труда сотрудников Великобритании, – уточнила Ирина Козий.
Ягодный бизнес высокорентабелен, окупить затраты можно через год-два, но он столь же непредсказуем, продолжает эксперт. В этом году значительно выросли цены на удобрения и средства защиты растений, нарушена логистика поставок оборудования и запчастей, ограничен ввоз посадочного материала садовой земляники.
О
Ирина Козий

– Многие хозяйства теряют большие объемы урожая просто потому, что не могут защитить растения от заболеваний, связанных с влажной погодой этого лета. А средств защиты либо не хватает, либо они критически дороги. Возможности все сужаются и аграриям приходится работать в крайне сложных условиях, – говорит Ирина Козий.

Из опыта аграриев

Директор ООО «Агрофирма Лето» Андрей Поспеев, говорит, что на его предприятии проблем с нехваткой персонала в текущем году нет. Компания специализируется на выращивании овощей борщевого набора и привлекает на работы в основном местных жителей.
– У нас был плачевный опыт найма иностранных мигрантов, когда мы их оформляли и делали патент, а затем мигранты скрывались и не хотели работать. Поэтому сейчас мы вообще не берем мигрантов на работу. В целом же в Краснодарском крае ситуация с трудовыми ресурсами складывается таким образом, что работы не так уж и много. Люди проделывают огромный путь и приезжают трудиться за сотни километров. Что касается заработной платы, она у мигранта и у местного работника одинаковая. Но производительность труда выше у иностранных рабочих, – рассуждает аграрий.
Учредитель ООО «Агрофирма Русь» Андрей Юрченко полагает, что без мигрантов обойтись нельзя. Компания первый год занимается выращиванием земляники садовой и столкнулась с проблемой дефицита трудовых ресурсов.
По словам руководителя, земляков привлечь к сбору ягод очень тяжело: идут неохотно, труд ручной монотонный, требует большой выносливости и аккуратности, ведь садовая земляника – очень нежная ягода.
– Землянику садовую выращиваем на площади пять гектаров. Рассада заложена итальянская. Кроме того, сейчас получаем свою рассаду и планируем заложить еще 15 гектаров под ягоду. Людей на работу приглашаем со всего Краснодарского края. С помощью интернет-ресурсов зовем специализированные бригады. Конечно, есть бригады сработанные и они хорошо собирают урожай, а порой качество сборки оставляет желать лучшего. Неопытные работники проводят сбор с такой потерей качества, что продавать и хранить ягоду становится сложно и порой невозможно. В перспективе хотим увеличить площадь под посадку ягоды до 80 гектаров в течение пяти лет. В связи с этим планируем решать кадровые вопросы за счет приезжающих мигрантов, – говорит Андрей Юрченко.

Трудовые договоры по новым правилам

МВД предложило по-новому оформлять трудовые договоры с мигрантами. А именно – законодательно закрепить в Трудовом кодексе необходимость указывать в трудовом договоре между работодателями и мигрантами сведения о едином документе с электронным носителем, о действительной учетной записи в реестре иностранных работников и условиях оказания первой медицинской помощи. Это следует из проекта закона, как пишет ТАСС.
Сейчас в договоре с иностранным работником обязательно прописываются его имя, фамилия, отчество и наименование работодателя, сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя, ИНН, место и дата заключения трудового договора.
Также в нем должны быть отражены трудовые функции работника, дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и отдыха. Данные условия планируется оставить в трудовом договоре.

Также МВД России в рамках реализации концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы подготовило проект закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства». Он предусматривает введение трех электронных реестров: реестра работодателей, привлекающих иностранных работников; реестра иностранных работников, а также реестра недобросовестных работодателей. Кроме того, документом предусматривается, что мигранты для пребывания в России должны будут получать единый документ с электронным носителем, его будут выдавать на 10 лет. Получить такой документ можно будет после прохождения дактилоскопии и фотографирования.

Без мигрантов не обойтись

В этом году для сезонной работы с овощами открытого грунта и ягодами приезжают в основном рабочие из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, уточняет председатель Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. Спрос на трудовых мигрантов растет и, по его мнению, будет и дальше расти.
– Спрос на иностранную рабочую силу зависит от сезона, который длится недолго. В период сбора урожая в разы увеличивается потребность в трудовом персонале, своих людей не хватает. К примеру, костяк предприятия составляют 100 рабочих, а на уборку нужно условно 150-200 человек. Но круглый год хозяйствам невыгодно содержать в штате такое количество рабочих, а местным жителям малоинтересен такой формат работы, поскольку они стремятся к круглогодичным заработкам. Поэтому сельхозтоваропроизводители нанимают мигрантов, – говорит Игорь Муханин.

По его словам, заработная плата у местного жителя и иностранного рабочего практически одинаковая. Более того, садоводы готовы платить мигрантам больше, хотя иностранные работники и так обходятся недешево – помимо заработной платы им организовывают их бесплатное проживание и питание, отмечает Игорь Муханин. Но это выгодно, поскольку коэффициент эффективности труда у мигрантов гораздо выше, чем у местных жителей. К тому же они больше нарабатывают по часам, поэтому и зарплата у них больше: иностранцы готовы трудиться от рассвета до заката.
Игорь Муханин уверен, что без трудовых мигрантов обойтись сложно. В противном случае ягодникам и садоводам придется сокращать объемы насаждений и отказаться от закладки новых плантаций, чтобы не терять созревший урожай из-за невозможности его собрать.

ЛЮДМИЛА ПОДЛЕСНАЯ, Краснодарский край
 Фото bbc.com,east-fruit.com

 

Газета «Земля наша и Жизнь» 2022 | Политика конфиденциальности