Зерно как двигатель экспорта

Зерно как двигатель экспорта

Из-за геополитической турбулентности эксперты предрекают на рынке зерна идеальный шторм. Крупнейшие экспортеры в этом году не выйдут на рынок, и в мире ожидается глобальный продовольственный кризис. При этом Россия может извлечь для себя пользу из сложившейся ситуации.

 Был бы урожай – покупатели найдутся

Санкции западных стран, спецоперация на Украине, неблагоприятные погодные условия в ряде регионов мира приведут к тому, что многие мировые поставщики не смогут полностью закрыть рыночные потребности в зерне. В США и Канаде в этом году ожидается засуха, на Украине посевная, можно сказать, сорвана. Во Франции фермеры протестуют из-за роста цен на удобрения и ГСМ. Австралия не имеет развитой логистики и находится слишком далеко.
Больше всех в такой ситуации могут пострадать крупные импортеры пшеницы, пишет life.ru. Это Египет, чьи потребности составляют 13 млн т, Индонезия – 10,5 млн т, Китай – 10,5 млн т, Турция – 8,2 млн т, Филиппины – 6 млн т. Кроме того, пшеницу покупают и многие государства Африки и Ближнего Востока. В силу климата эти страны не способны выращивать необходимое количество зерна для собственных потребностей. Если там наступит дефицит зерна, то вполне могут случиться голодные бунты.

Между тем в России урожай зерновых в 2022 году может составить 130 миллионов тонн, из них 87 млн тонн – пшеницы. Это может стать одним из самых высоких показателей за всю новейшую историю страны. Напомним, исторический рекорд по производству зерновых культур Россия поставила в 2017 году, когда было собрано 135,5 млн тонн. Пшеницы тогда было получено 86 млн тонн. Для сравнения: в 2020 году РФ собрала 133,5 млн тонн зерна, в том числе 85,9 млн тонн пшеницы, а уже в 2021-м урожай снизился до 121,4 млн тонн зерновых (76 млн тонн пшеницы).
В прошлом году покупателями российского зерна стали более 100 стран. Основные российские клиенты – это Турция – 4 млн тонн, Египет – 1,9 млн тонн, а также государства Южной Азии, закупившие более 5 млн тонн зерна. Среди них – Саудовская Аравия, которой потребовалось около 500 тысяч тонн, Алжир – 88 тысяч тонн. Около 1 млн тонн было продано в страны Западной Африки, в том числе на Нигерию приходится 500 тысяч тонн, Сенегал – 159 тысяч тонн и Гану – 99 тысяч тонн.
По итогам 2021 года общий экспорт продукции отечественного АПК в денежном выражении превысил 37 млрд долларов, увеличившись на 21%, сообщала в марте газета «Коммерсантъ». При этом треть поставок (11,4 млрд долларов, или 43 млн тонн) пришлась именно на зерно. Экспорт масложировой продукции составил 7,3 млрд долл., или 7,7 млн т, рыбы и морепродуктов – 7,3 млрд долл. (2,1 млн тонн).

Запасов для экспорта хватит?

Прогноз экспорта пшеницы из России в 2021/22 сельхозгоду повысил аналитический центр «СовЭкон» – на 0,2 млн тонн, до 34,1 млн, сообщало ТАСС. Данный прогноз эксперты аналитической компании пересмотрели на фоне текущих высоких темпов экспорта. Оценка в нынешних условиях могла бы стать еще выше. Но есть ограничитель – экспортная квота в размере 8 млн тонн, действующая до июля.
Поставки за рубеж отечественной пшеницы в апреле оценивались в 2,3 млн тонн, что на 69% больше, чем годом ранее: в марте – апреле 2020/21 сельхозгода поставки резко снизились после введения новой экспортной пошлины.
Как считает руководитель «СовЭкона» Андрей Сизов, если санкций, напрямую затрагивающих экспорт российского зерна, не будет, то трейдеры могут начать агрессивные продажи, не дожидаясь поступления нового урожая. Для этого хватит запасов зерна прежнего урожая на юге страны, рядом с терминалами. По данным Росстата, суммарные запасы пшеницы в России на 1 апреля у переработчиков, на элеваторах и в сельхозпредприятиях – 14,8 млн тонн, что на 1 млн тонн выше, чем год назад. Прогноз «СовЭкона» по экспорту пшеницы из России в новом, 2022/23 сельхозгоду пока составляет 41 млн тонн.

Мука как обходной маневр

Из-за правительственных ограничений на поставки зерна из России увеличивается вывоз муки. По информации ФТС, с июля 2021 года по март 2022-го РФ экспортировала почти 259 тыс. тонн муки – в 1,7 раза больше, чем годом ранее (154,6 тыс. т). Самый существенный рост поставок пришелся на февраль (56,5 тыс. т) и март (47,6 тыс. т) текущего года. Для сравнения: год назад экспорт в эти месяцы составлял 8,89 тыс. и 19,9 тыс. тонн соответственно.
Крупнейшими импортерами российской муки стали Грузия, Афганистан и Ирак. Также нашу муку охотно покупают Турция, Азербайджан, Китай, Туркмения, Молдавия, Израиль, Республика Корея, Египет, Мали. Интерес к российской муке на мировом рынке растет. Пробную партию в 100 тысяч тонн планирует закупить, например, Ливия. В Союзе экспортеров зерна считают, что в условиях ограничений на экспорт зерновых культур из РФ покупка российской муки выглядит более привлекательным решением с экономической точки зрения. Себестоимость производства муки в странах, которые покупают нашу пшеницу в качестве сырья, объективно выше из-за действующей в РФ экспортной пошлины. Получается, что России в результате действия экспортных ограничений сложились выгодные экономические условия для развития собственной мукомольной промышленности. В том числе и для поставок муки за рубеж. Таков «побочный» эффект от действия ограничений на экспорт зерна.
Как отмечает исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем Тузов, сегодняшний экспорт муки вместо пшеницы – это, по сути, обход ограничений на вывоз зерна. Однако мукомольных мощностей в России недостаточно для того, чтобы перерабатывать все производимое зерно. Да и рынок зерна, как и любого другого ресурса низкого уровня, в несколько раз больше рынка муки. Но все равно – это создание новых рабочих мест и добавленной стоимости к продукции передела. Можно наладить экспорт мучной продукции – прежде всего, макаронных изделий. С учетом продовольственного кризиса цены на высококачественные макаронные изделия, производимые в ЕС, станут заградительными, полагает эксперт.

Развитие экспорта продуктов переработки зерна перспективным направлением считает и директор Института торговой политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Данильцев. И это не только мука, но и крахмал, спирт и другие продукты. Мука – лишь часть такой продукции с высокой добавленной стоимостью. А по мнению Ибрагима Рамазанова –профессора РЭУ им. Плеханова, схожая ситуация может сложиться на рынках масличных культур и растительного масла, сахара-песка и готовых продуктов с использованием сахара, мяса птицы, свинины и продуктов с их использованием.
Экспорт мяса обещает большие прибыли из-за низких внутренних цен на зерно. Как отмечает ведущий научный сотрудник Центра продовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский, разрыв во внутренних и мировых ценах на зерно делает российское мясо конкурентным на мировом рынке. В 2020 году объем мировой торговли мясом и мясными продуктами почти в 1,5 раза превышал объем торговли зерном. Экспортный потенциал продукции АПК у России достаточно серьезный. Другое дело, что реализовывать его наша страна не спешит, чтобы стабильной оставалась ситуация на внутреннем рынке.

Андрей НИКОЛАЕВ, Фото  agro-matik.ru,rus-export.online

Газета «Земля наша и Жизнь» 2022 | Политика конфиденциальности